24.08.2021
|
Обучение детей

Как учатся дети и взрослые

Советы, как обучать детей разного возраста. И какой подход заимствовать у детей, чтобы эффективно учиться самому.
Автор статьи
Полина Гарбузова
Методист онлайн-курсов, преподаватель английского языка, выпускница EdMarket

Я преподаватель английского языка. Среди моих учеников были взрослые и дети, я вела группы и индивидуальные уроки. А еще наблюдала, как учится шестилетний сын, который оказался самым непростым моим учеником. И вспоминала, как училась сама. И замечала разницу между тем, как учатся взрослые и дети. Этими наблюдениями я и хочу поделиться с вами. 

Я думаю, что советы, о которых я буду говорить в статье, будут полезны и тем, кто обучает детей старшего возраста. 

Абстрактное / конкретное

Когда я изучала английский язык, я использовала:

  • тесты, чтобы отработать грамматику до автоматизма
  • схемы и таблицы (хорошо упорядочивают правила). 

Еще я составляла предложения, чтобы закрепить новые слова, и придумывала диалог от лица Тома, который выбирает книгу на день рождения друга.

На занятиях с сыном максимум абстракции, которую я могла себе позволить, — заменить настоящую пиццу пластиковой. Как только я заикалась о гипотетических ситуациях или схемах, ребенок начинал скучать и рисовать картинки в тетради. 

Зато урок удавался, если мы вооружались цветными карточками и фотографиями, пластиковыми и реальными фруктами, игрушками, которые, к сожалению, понимают только по-английски. Мы прыгали, когда говорили о прыжках, играли в магазин, когда изучали соответствующую тему, и это работало. 

Результат / процесс

Взрослые учатся ради какой-то важной цели: получить повышение и вести переговоры с зарубежными партнерами, поехать за границу. Если цель притягательна и важна, взрослый преодолевает инерцию и начинает учиться. А потом видит первый прогресс и продолжает уроки с удовольствием. 

Детей не мотивирует далекое будущее. Им важно понимать, зачем им новая информация здесь и сейчас. Им важно иметь практический интерес от того, что они изучают, и тогда они будут заниматься и сохранять концентрацию на уроках. 

Моему сыну очень нравится творчество. Я это использовала. Когда мы учили английский, названия частей тела он запоминал, приклеивая глаз на ножке к самодельному монстру. А лексику, связанную с приготовлением пищи, — когда мы пекли пирог из соленого теста. 

Усидчивость / смена активности

Когда я учила язык, я старалась менять активности хотя бы раз в полчаса-час. Чередовать работу с текстом, аудио- и видеоупражнения, письмо, говорение. Но на одном упражнении я могла сконцентрироваться не меньше получаса. 

А мой сын нет. За то время, пока я вникала в задачу и начинала продуктивно заниматься, мой сын минимум трижды должен был сменить активность. Трехминутная песня, 5-6 картинок по тематике песни, подвижная игра, поделка… 

Детям жизненно важна смена активности, которая направляется взрослым. Ребенок не заговорит на английском, если ему на час включить детские песенки или установить игру на телефон.

Страх перед ошибкой / Смелость ошибаться

Взрослые часто не могут начать говорить на иностранном языке не потому, что им не хватает знаний. Им страшно перепутать артикль или форму слова и выглядеть глупо в глазах собеседника. 

Дети не страдают лишними страхами и сомнениями и готовы неправильно произносить слова, несуразно подбирать фразы и натыкаться на одни и те же грабли в пятый раз. Но в этом и есть процесс роста. Посмеялись, повторили и пошли дальше. 

А есть ли общее?

Шаг за шагом

«Я молодец. Я занималась сегодня аж 6 часов!» — сказала я себе. После чего с чистой совестью сделала перерыв в уроках на неделю. 

В этом взрослые очень похожи на детей: мы все пытаемся освоить важный навык рывком, забывая, что занятия понемногу, но часто, дают лучший результат. 

И взрослым, и детям стоит напоминать себе о занятиях шаг за шагом. Например, о том, что важно часто повторять слова, в разных формах, в разное время дня, чтобы их запомнить. 

Чему можно поучиться у детей?

Что делать, если вы взрослый человек и хотите пройти обучение? Можно поучиться у детей их подходу!

1) Конкретизируйте цели

Недостаточно сказать, что вам нужно выучить английский или освоить Excel. Какую именно книгу вы хотите прочитать? В каком университете США и какую профессию вы хотите освоить? Как именно изменится ваша жизнь, когда вы научитесь рисовать красивые таблицы в Excel?

2) Внесите разнообразие

Установите приложение на телефон, посмотрите любимый сериал на английском, пойдите на разговорный клуб или купите иллюстрированный словарь вместо монотонных табличек со словами. Не зазубривайте фразы, лучше послушайте их, повторите, прочитайте, напишите, опишите ими что-то конкретное.

3) Поощряйте себя

Достигнув определенного уровня, не стесняйтесь праздновать, побалуйте себя чем-то, отдохните перед следующим рывком.

4) Не торопитесь, даже если торопитесь

Дети многократно повторяют действия, пересматривают один и тот же мультфильм. Пересмотрите один и тот же фильм, «застряньте» на одной теме. Вы вкладываете время, а не тратите его.

5) Не бойтесь совершать ошибки

Вы учитесь. Вам можно:)

 

Хотите попробовать учиться в EdMarket?