05.10.2021
|
Удаленная работа

Как методисту развиваться в профессии?

6 ступеней развития мастерства и советы, что стоит делать на каждой.
Автор статьи
Марина Литвинова
Директор по продукту EdMarket

6 ступеней развития мастерства

В онлайн-образовании я работаю с 2007 года. Я хорошо помню, как 10 лет назад задумалась, в какую сторону хочу развиваться. Тогда мне казалось хорошей идеей уйти в сферу очных тренингов – в те времена они выглядели более уважаемым и обстоятельным направлением, чем только начинавшее развиваться онлайн-образование. 

И тогда мой руководитель провела для меня коуч-сессию. Она показала мне 6 ступеней, через которые проходит специалист. Вот они:

  • сначала мы все находимся на ступеньке НИЧТО. Мы ничего не знаем о сфере и не интересуемся тем, что в ней происходит. 
  • на ступеньку ЗАРОЖДЕНИЕ мы переходим, когда чувствуем первый интерес. В этот момент мы примеряем новую сферу на себя, думаем: «Возможно, это то, чем мне хочется заниматься». 
  • на ступеньке КОНЦЕНТРАЦИЯ находятся новички, которые проходят обучение в новой сфере или профессии.
  • ступенька ДВИЖЕНИЕ для тех, кто уже работает в новом направлении и считается молодым специалистом. Вы уже знаете, по каким правилам живет это направление, и можете действовать самостоятельно, опираясь на них. 
  • на ступеньке СТАБИЛЬНОСТЬ оказываются профессионалы, которые уже хорошо изучили сферу, в которой работают.
  • на ступеньку МАСТЕРСТВО переходят те, кто уже могут не только следовать правилам, но создавать новые тренды, творчески подходить к направлению, в котором работает. 

И во время этой коуч-сессии я поняла, что очень хочу дойти до ступеньки МАСТЕРСТВО. А это значит, что мне интересно развиваться в онлайн-образовании и совершенствоваться как методисту онлайн-обучения. 

Как можно подняться по этой лестнице и достичь мастерства? Если коротко, через обучение, практику и взаимодействие с профессиональным сообществом. А подробнее поговорим дальше. 

Как учиться, не имея опыта?

На первых трех ступеньках – НИЧТО, ЗАРОЖДЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ – мы находимся, когда только приходим в новую сферу. Часто, чтобы стать профессионалом, в этот момент нам важно получить системное обучение. В нем должны быть:

  • наставник, к которому мы будем обращаться за помощью, который даст обратную связь в моменты, когда мы ошибаемся и двигаемся не туда
  • проверенная информация
  • среда для погружения в новую сферу и вдохновения. Она помогает сохранить мотивацию и не растерять силы, изучая новое направление. 

Как люди учатся, имея опыт?

На следующих трех ступеньках – ДВИЖЕНИЕ, СТАБИЛЬНОСТЬ и МАСТЕРСТВО – мы уже работаем в новой сфере. Но это не значит, что нам больше нечему в ней учиться. 

Вот что оказывается важным на этих этапах:

  • единомышленники и сообщество. Нам нужны менторы, коллеги, чтобы можно было обмениваться опытом, оставаться в курсе новостей в индустрии
  • персональная программа обучения. Часто специалисты нуждаются в том, чтобы «подтянуть» отдельные навыки, чтобы выйти н новый уровень в профессии
  • практика на реальных проектах. Изучая кейсы, работая с разными проектами, специалист формирует насмотренность и учится эффективно действовать в разных обстоятельствах. 
  • практика из смежных сфер. Специалист на этом этапе расширяет область знаний и может находить вдохновляющие практики в других профессиональных сферах и заимствовать эти практики. 

Как складывался мой путь в профессии?

Мой трек новичка начался с общего интереса к сфере онлайн-образованию. Интерес возник, когда я поняла, что онлайн-обучение близко к сферам журналистики и дизайна, которые мне очень нравились. Я очень любила и люблю писать тексты, учиться, передавать знания и подумала, что онлайн-образование – та сфера, в которой мне было бы интересно развиваться. 

Тогда, 10 лет назад, мне очень повезло, и меня взяли на работу без опыта в этой сфере. Правда, чтобы получить место, я взяла отпуск на текущей работе и прошла неоплачиваемую стажировку. 

Дальше я училась у наставников, большинство из которых были очными тренерами. Я пыталась адаптировать их опыт для онлайн-формата, но у меня не слишком получалось, пока я не прошла курс по педагогическому дизайну и не получила фундаментальные знания. 

После этого мне стало легче работать и я поняла, как можно использовать наработки офлайн-обучения в онлайн-формате. 

И примерно в то же время я задумалась: а что дальше? Стоит ли мне развиваться в онлайн-сфере? Или пойти в сторону офлайн-преподавания?

Ответ пришел во время моего выступления в 2011 году на саммите для разработчиков курсов. Это было мое первое выступление на незнакомую аудиторию – обычно я вела тренинги для сотрудников компании. И тогда я впервые познакомилась с феноменом комьюнити. 

На саммите собралась огромная аудитория, и я увидела, как много людей занимаются тем же, что и я, и у них похожие задачи, похожие проблемы. Оказалось, не только у меня были сложности с оценкой эффективности внутреннего обучения. 

После выступления я получила несколько приглашений на работу в другие проекты и поняла, что я востребованный специалист. 

Я вошла в комьюнити специалистов сферы онлайн-образования и поняла, что и дальше хочу находиться в среде единомышленников. 

Примерно в то же время я стала комьюнити-менеджером сообщества по корпоративному онлайн-обучению eLearning PRO, открыла свой профессиональный блог и начала там регулярно писать. 

Что дает комьюнити?

Для меня вход в комьюнити стал следующим этапом развития в профессии. Вот какие бонусы я вижу в том, чтобы взаимодействовать с профессиональной средой:

  • Погруженность в тему

Вы в курсе основных новостей отрасли, следите за новыми практиками и обмениваетесь опытом с коллегами.

  • Развитие

Вы можете заимствовать приемы у коллег и делиться своими, получая ощущение значимости того, что вы делаете

  • Доступ к экспертам, кейсам, практикам
  • Вы понимаете, как развиваться в профессии и стоить дороже на рынке труда. 

Когда мы открыли Гильдию методистов, я вспомнила свой опыт входа в сообщество и надеюсь, что опыт активного взаимодействия с коллегами будет полезен и другим методистам онлайн-курсов. 

В Гильдии методистов мы ждем методистов с опытом работы в реальных проектах, которым интересно расти в профессии, общаться с коллегами, вместе делать рынок онлайн-образования экологичнее и интереснее. 

Вступить в гильдию

 

Хотите попробовать учиться в EdMarket?