15.10.2021
|
Soft skills

Как выступать публично?

10 советов, которые помогут сделать выступление классным.
Автор статьи
Мария Коновалова
Продюсер-методист и преподаватель EdMarket

Выступать придется. Даже если не хочется

Я знаю десятки людей, которые говорят: «Я ненавижу выступать. Я забываю текст, я покрываюсь потом, я становлюсь деревянным. Я не нравлюсь сам себе в момент выступления». И несмотря на свой опыт спикера – а только за последний год у меня было 80+ публичных выступлений 

 я очень хорошо понимаю эти страхи. Вас может пугать ситуация, когда на вас смотрят люди, и вам при этом надо что-то говорить.

Но правда в том, что выступать вам все равно придется. Даже если этого делать не хочется. Как бы ни была устроена ваша жизнь, в ней обязательно будут случаться публичные выступления:

  • с докладом на конференции
  • в соцсетях с прямым эфиром
  • с отчетом перед начальником
  • во время онлайн-урока. 

И мое предложение: раз действия невозможно избежать, стоит научиться получать от него удовольствие. 

В статье я делюсь советами, которые помогают лично мне и, надеюсь, помогут вам поймать драйв спикера и получить удовольствие от внимания, от темы и от себя самого. 

Еще по теме: Чеклист для начинающих спикеров: инструкция по выживанию

1) Готовьтесь к выступлению

Всегда. Даже если тему вы знаете наизусть. Даже если выступали десятки раз. Лучшая импровизация – это подготовленная импровизация. 

2) Составляйте тезисы

Подготовка к выступлению часто заключается в том, что вам как спикеру нужно сделать презентацию или составить тезисы для выступления. Не пренебрегайте этим этапом, даже если вы будете выступать без презентации. Напишите тезисы хотя бы на бумажке, потому что они помогут:

  • структурировать выступление. Продумать вступление, основную часть, заключение и логичные переходы между ними
  • не забыть важное. В противном случае придется зубрить текст, что тоже метод, но требует больше усилий. 

Например, я помню, что в школе я выступала на конференциях и зубрила доклад наизусть, чтобы ничего не забыть из-за страха. Тогда презентации никто не делал, сейчас они есть. Пользуйтесь, они правда помогают. 

3) Добавьте к тезисам аргументы

Обязательно подумайте, чем вы будете иллюстрировать каждый тезис. Возможно, разберете кейс, возможно, расскажете случай из жизни. 

Такое выступление работает лучше, чем голословное «верьте мне, я прав». Да и запоминаются яркие примеры куда лучше. 

4) Подумайте, как вы будете взаимодействовать с публикой

Какие вопросы вы зададите залу и в какой момент? Возможно, стоит провести опрос? Возможно, устроить мини-дискуссию?

Внимание аудитории можно включить даже простейшим вопросом: «Такое у вас бывало?»

5) Визуализируйте

Если вы работаете с презентацией, можно использовать запоминающиеся картинки, мемы, гифки. Так вы привлечете внимание аудитории и поможете запомнить ключевую мысль. 

6) За полчаса до выступления выполните любую технику на расслабление

Мне помогает такая. Вытянуть вперед обе руки и представить, что в них у вас находятся лимоны. Дальше вы начинаете эти лимоны с силой сжимать – не смыкая руки в кулак, а представляя, что вы давите фрукт. 

Вы почувствуете напряжение в пальцах, затем в запястье, в предплечьях, плечах, лопатках. На это уйдет не больше пары минут. Как только напряжение дойдет до лопаток, резко взмахните руками и сбросьте напряжение. 

Готово. Мне эта техника помогает избавиться от стресса и стать спокойным расслабленным человеком. А хороший оратор – это расслабленный оратор. 

7) Поставьте рядом воду

Во время выступления у вас может пересохнуть горло, вы можете закашляться. Глоток воды поможет быстро справиться с дискомфортом. 

8) Ошиблись? Просто идите дальше

Этот принцип мне рассказывали в музыкальной школе. Когда музыкант ошибся, он просто играет дальше. Он не возвращается к началу произведения, чтобы уж на этот раз сыграть без помарок. Он просто играет дальше. 

Следуйте этому правилу во время публичных выступлений. Оговорились? Можете извиниться, если вам важно, и продолжайте дальше. Не возвращайтесь к началу, не застревайте на своей ошибке.

У вас нет задачи быть идеальным. У вас задача быть понятным и интересным. Ошибаться можно, даже если вы выступаете публично и на вас смотрят сотни человек. 

9) Если что-то пошло не так, признайтесь в этом

  • Вы начали икать? Просто признайтесь в этом. Можно в форме: «Прошу прощения, прервусь на минутку, мне нужно выпить воды. Скоро продолжим». 
  • Вам задали вопрос, который вы не понимаете? Признайтесь в этом, попросите уточнить, переформулировать, привести пример.
  • Вам задали вопрос, на который вы не знаете ответа? Так и скажите: «К сожалению, сейчас не смогу ответить на этот вопрос. Но обязательно оставлю свои контакты. Напишите мне после выступления, и я постараюсь вам помочь»
  • Вас смутили? Признайтесь в этом. Может в форме: «Вы смутили меня своим замечанием/вопросом. Кажется, оно не слишком уместное». 

Однажды на вебинаре меня спросили, замужем ли я. Это было настолько неуместно, что я впала в ступор, а потом начала витиевато уходить от ответа. Так себе решение. Лучше в такой ситуации просто сказать: «Вы меня смущаете, а ваш вопрос не относится к теме выступления, поэтому ответа не будет». 

Когда вы признаете, что что-то пошло не так, вы возвращаете себе контроль над ситуацией. 

10) Делайте во время выступления то, что у вас получается лучше всего

Вы умеете шутить? Шутите. Умеете делать загадочное лицо? Будьте загадочны. Вы спокойный человек? Будьте спокойны.

Меня часто называют харизматичным оратором, потому что я спикер бодрый, энергичный и веселый. Но я не согласна, что харизма может быть только такой. Я знаю человека, который говорит спокойно и медленно, но в его манере столько уверенности в себе, что это красиво. Я знаю саркастичную девушку, слушать которую - одно удовольствие, потому что она придумывает интересные образы и яркие примеры. 

Проанализируйте, какая харизма у вас, и используйте ее в выступлениях. 

Другими словами, будьте естественны, и вы понравитесь аудитории гораздо больше, чем спикер, который хочет быть идеальным и деревенеет в этом стремлении. 

Надеюсь, мои советы помогут вам стать интересным спикером и получать удовольствие от публичных выступлений. Удачи!